RUCOMPROMAT

Энциклопедия библиотеки компромата

  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив
  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив

Forbes променял свободу слова после смены собственника

Общество
Журналистка Елена Зубова рассказала о том, как и зачем она судится с журналом Forbes.
13.07.2017
Оригинал этого материала
Медуза
10 июля Пресненский районный суд отклонил иск бывшей сотрудницы журнала Forbes Елены Зубовой к издателю журнала Александру Федотову и его главному редактору Николаю Ускову. Зубова обвиняла руководство издания в том, что оно незаконно изменило редакционную политику, из-за чего журналистке пришлось уволиться; это первый подобный иск в истории современной российской журналистики. Спецкор «Медузы» Илья Жегулев, работавший в Forbes с 2009 по 2014 год, поговорил с Зубовой.

— Главная новость в том, что Елена Зубова проиграла суд против владельца Forbes Александра Федотова. Для тебя это поражение?

— Авторов новостей интересовала формальная сторона, за ней не очень хорошо видна суть происшедшего. Формально 10 июля состоялось основное рассмотрение дела; благодаря педантичности судьи удалось зафиксировать все вещи, которые важно было зафиксировать. Статус участника процесса получил Профсоюз журналистов России (ПСЖР). В прениях выступил его генеральный секретарь, глава Московского отделения Союза журналистов России Леонид Речицкий. По его экспертной оценке, собственник вмешивался в редакционную политику. В связи с этим решение суда выглядит неоднозначно — в данном случае Федотов выиграл не просто у Зубовой, а еще у профсоюза и Союза журналистов России. С чем его и поздравляю.

— Вы будете подавать апелляцию?

— Это не исключено, но сначала нужно получить мотивировочную часть. Пока что можно сделать вывод, что суд формально подошел к решению спора: если есть заявление об увольнении по собственному желанию, значит, в иске о восстановлении отказать. Меня часто спрашивают: как ты могла сама написать «по собственному желанию»? Хочу подчеркнуть: я по своему желанию ничего не писала. Мне в отделе кадров дали шаблон, где уже было написано: «Прошу уволить по собственному желанию». Я туда написала другую причину: «В связи с изменением редакционной политики», речь шла об изменении условий труда. Сейчас я лучше знаю Трудовой кодекс — и зачеркнула бы «по собственному желанию».

Раньше в Forbes действовали редакционные стандарты и так называемый Кодекс поведения; согласно трудовому договору, это был документ внутренней политики. Его подписывал каждый сотрудник, в последней редакции он датирован 2011 годом, но существовал и до этого. У немецкого концерна Axel Springer (предыдущего владельца русского Forbes — прим. «Медузы») это был обязательный документ для абсолютно всех сотрудников из разных стран, регламентирующий общие принципы работы. В нем были закреплены основные принципы честной журналистики — о независимости редакции, о разделении с рекламным отделом, о необходимости не допускать конфликта интересов, исключать влияние на содержание издания третьих лиц. От кадровой службы я знаю, что до февраля 2016 года новые сотрудники продолжали подписывать «Кодекс поведения», хотя представитель Федотова пытался убедить судью: мол, он упразднился сам собой.

— В публичную сферу конфликт с владельцем вышел в ноябре, когда журналисты Forbes написали письмо Федотову. В нем говорилось о вмешательстве владельца в деятельность редакции: при его участии из рейтинга самых дорогих менеджеров исчезла оценка доходов главы ВТБ Андрея Костина.

— Все началось гораздо раньше. Вопросы к новому собственнику и назначенному им главному редактору копились примерно полгода. Для меня все началось 30 июля 2016 года, когда я начала работать над статьей о недвижимости Анатолия Чубайса. Главный редактор [Николай Усков] начал мне звонить и предлагать принять «правильное решение», поскольку эта статья может повредить либералам, которые готовятся к выборам в Госдуму. Звонки продолжались до сентября.

— Разве не редактор определяет, что пишет журналист?

— Редактор определяет, но, согласно статье 19 закона «О СМИ», при этом он обязан представлять интересы редакции, а не интересы третьих лиц. А вся редакция ждала публикации этого материала — об этом мне писал шеф-редактор Forbes Николай Мазурин. Со всеми все было согласовано, все были готовы публиковать. Материал уже стоял в системе управления сайтом, публикация была запрограммирована на шесть утра 8 сентября, но главный редактор Николай Усков дал администратору сайта указание повременить с публикацией, так как «либералы бьются в истерике», и таким образом фактически снял ее.

Представители Чубайса звонили и говорили, что узнали от Ускова: есть шанс поговорить и я могу принять решение отказаться от публикации. На следующий день Мазурин все же опубликовал материал в обход требования главного редактора, нарушив его указание — Усков за две недели до этого издал распоряжение не ставить ничего на сайт без его личного разрешения.

— И как Усков отреагировал?

— Не стал идти против большинства и написал: хорошая заметка, пиши еще.

— Кто писал письмо Федотову?

— Оно было общее, его подписали 25 человек. Все понимали проблему, были обеспокоены происходящим. Мы решили, что я напишу письмо, а другие журналисты его добавят и отредактируют. После этого письма я оценила ситуацию и поняла, что дальнейшее развитие событий и начавшееся давление руководства угрожает моим творческим и карьерным перспективам. Руководители редакции потребовали уволиться «или прекратить митинги».

Я хотела найти выход из конфликтной ситуации, который бы устроил всех, но не получилось.

— Правильно я понимаю, что ты подавала иск о восстановлении на работу?

— Да, именно так.

— А как ты собиралась работать с теми же людьми и с той же изменившейся редакционной политикой, если бы тебя восстановили?

— Forbes — это работа мечты. Я всегда хотела работать с профессионалами, которые делали это издание много лет. В случае восстановления точно не стала бы увольняться в первый же день. В редакции работают те же люди, которые поддержали меня при написании коллективного письма, а потом в суде. Сначала постаралась бы организовать профсоюз, потом уже стала думать, что делать дальше. У нашего законодательства есть одна особенность: кроме восстановления, других возможностей компенсировать нарушение трудовых прав практически нет.

— Ты не жалеешь, что вписалась в этот процесс?

— Жалею, что раньше не познакомилась с адвокатом. Возможно, тогда я бы действовала по-другому, чтобы иметь больше шансов на выигрыш в суде.

Но, по сути, задача-минимум достигнута. Ради чего, думаешь, все затевалось — ради миллиона за моральный вред, что ли? (Зубова просила суд взыскать 1,2 миллиона рублей с Федотова — прим. «Медузы».) Я даже не знала, как вычислить эту сумму, мы с коллегами посовещались, кто в шутку, кто всерьез сказал — пусть будет миллион. Дело же не в этом. Случаи вмешательства в редакционную политику были откровенно вопиющими, и для меня было важно дойти до суда. Можно воспринимать суд как орган правосудия в рамках законодательства. Но есть еще суд общественности. Мне было важно получить оценку общественно значимого явления. В рамках процесса это стало возможным. Мы привыкли в Forbes глубоко копать, мне хотелось докопаться до сути некоторых вещей. Ху из мистер Федотов? Каков масштаб его личности? Как оценивать то, что он сделал с уникальным изданием на российском рынке?

— Общественный резонанс был и тогда, когда вы написали письмо. В «Ведомостях» был материал, например.

— В «Ведомостях» писали: «Сотрудники Forbes подозревают редакцию во вмешательстве в редакционную политику». Сейчас это в утвердительной форме. Это на самом деле важно. После 2014 года, когда появился закон, ограничивающий участие иностранного капитала в СМИ, произошла очередная зачистка, она отразилась и на российском издании Forbes. Необходимо повышать значение свободы слова в нашем обществе и усиливать защиту журналистской деятельности, так как она связана с выполнением общественного долга.

Все ведь понимают, что когда жлоб на авто не пропускает машину скорой помощи, то за это надо судить. Но когда какой-то лавочник снимает публикацию, часто можно наблюдать равнодушное отношение. А речь в обоих случаях идет о гражданском самосознании, хотя в первом из них цена вмешательства может быть, конечно, выше.

— Прямо сейчас происходят похожие процессы с РБК-ТВ. В холдинге сменился владелец, пришел Григорий Березкин, и практически весь менеджмент решил уйти с телеканала. Как ты считаешь, в случае конфликта с владельцем суд — единственный вариант?

— У нас в России это считается хорошим тоном: когда редакционная политика меняется в худшую сторону, уважающие себя журналисты должны встать и уйти. Это достойно уважения. С другой стороны, я считаю, что если есть хоть какие-то возможности, надо действовать по-другому. Представь себе: к тебе домой приходят люди с недобрыми намерениями, а ты, следуя правилам хорошего тона, встаешь и уходишь. Если есть возможность использовать законные способы борьбы, — конечно, надо это делать. Можно решать проблемы через профсоюз. Можно, как я, обратиться в суд. Есть и другие способы. Например, [генеральный директор «Медузы»] Галина Тимченко создала альтернативное издание — это тоже шаг такого рода, способ борьбы.

— Американские издатели Forbes тебя не поддержали? Они же реагировали, когда Axel Springer принял решение не публиковать номер Forbes, испугавшись исков от всесильной тогда жены Лужкова Елены Батуриной.

— Тогда была важна позиция главного редактора, Максима Кашулинского, который выступил с заявлением о том, что это недопустимо, и подал в отставку. По лицензионному соглашению главного редактора согласовывает американская сторона. По сути, он является гарантом соблюдения стандартов, и Кашулинский в полной мере этому статусу соответствовал. А нынешний главный редактор, назначенный Федотовым, оснований для подобных действий не видит. Согласно его официальному заявлению, редакция самостоятельно определяет редакционную политику и ни одна из моих статей не была снята. К сожалению, его собственные письма в материалах дела, показания свидетелей и оценка профсоюзного эксперта подтверждают обратное.

— Американцы вообще как-то реагировали на эту ситуацию?

— Я периодически общаюсь с ними с января — меня интересовали некоторые юридические вопросы, связанные со стандартами. По моей информации, необходимость соблюдения стандартов американского Forbes записана в лицензионном соглашении. Но это право американской стороны — знакомить меня с этим соглашением и стандартами или не знакомить, требовать от Федотова им следовать или нет. Они меня не ознакомили.

На днях Профсоюз журналистов планирует провести конференцию, посвященную итогам суда и вопросам защиты журналистов. Американская сторона будет приглашена к участию по удаленным каналам связи.

— Какие сейчас отношения между издателем и оставшимся редакционным коллективом?

— Из свидетельских показаний следует, что это «перманентная война».
Предыдущая статья
Следующая статья
---
Чубайс Анатолий Федотов Александр Усков Николай Зубова Елена Forbes Россия
03.10.2025
У Росгвардии давно прогнил тыл
Коррумпированный экс-заместитель главы департамента тылового обеспечения Росгвардии генерал Мирза Мирзаев утопил своих взяткодателей.
03.10.2025
Следствие раскопало полузабытого криминального миллиардера Сулейманова
Криминальный делец годами контролировал 80% онлайн-заказов авиабилетов в РФ и оказался причастен к нескольким заказным убийствам.
02.10.2025
Тимур Иванов подорожал на 7 миллионов рублей
С июня по октябрь сумма исковых требований Промсвязьбанка к коррумпированному экс-заместителю министра обороны выросла с 220 до 227 миллионов рублей.
02.10.2025
Следственный комитет выловил оборотней-артиллеристов
Бывшие руководители ГРАУ Минобороны РФ оказались взяточниками.
02.10.2025
Михаил Абызов досидит в тюрьме до смерти
Против отсиживающего 12-летний срок коррумпированного экс-министра возбуждено новое уголовное дело.
02.10.2025
"Кириешки" с привкусом экстремизма
У владельца бренда миллиардера Дениса Штенгелова в пользу государства отобрали все активы КДВ Групп.
01.10.2025
Леонид Михельсон пробрался в Китай
С попавшего под санкции США и ЕС проекта "Арктик СПГ-2" сжиженный природный газ российский олигарх начал возить в Китай.
01.10.2025
Вадима Мошковича оставили в СИЗО
Скандального олигарха будут мариновать за решеткой до тех пор, пока он не сдаст все.
01.10.2025
Искандер Махмудов вынул золото из Константина Струкова
Структуры одиозного олигарха станут новыми владельцами недавно национализированной компании "Южуралзолото".
30.09.2025
Магомед Каитов отмывал, не отходя от арбитража
Услуги финансовой прачечной криминальному экс-главе МРСК предоставляли глава Ставропольского арбитражного суда Лариса Лысенко и ее сын Даниил.
30.09.2025
Мария Максакова получила 4,5 года колонии
Скандальная экс-депутат Госдумы РФ, голосовавшая за аннексию Крыма, получила в России обвинительный заочный приговор.
30.09.2025
Андрей Марченко споет следствию о делишках Виктора Момотова
В цепких лапах российского правосудия оказался бизнес-партнер бывшего судьи Верховного суда и криминального экс-главы Совета судей РФ Виктора Момотова. Марченко по задумке следствия должен его потащить за собой на дно пенитенциарной системы.
29.09.2025
Андрей Мельниченко оказался "безлошадным"
Криминальный российский олигарх утерял контроль над двумя своими суперяхтами, одну из которых арестовали в Италии, а вторая гниет в Дубаи.
29.09.2025
Олег Дерипаска остался недоволен бюджетом
Одиозный алюминиевый олигарх назвал российскую экономику "заезженной лошадкой".
29.09.2025
Андрей Белков и Тимур Иванов топят друг друга поочередно
Коррумпированный экс-глава Военно-строительной компании попал вместе с Тимуром Ивановым в новое уголовное дело о хищениях в ДНР. Андрею Белкову не помогли показания против бывшего заказчика.
28.09.2025
Верхушка Интрастбанка ждала суда 10 лет
Борис Епифанов и Олег Тарасов разворовали банк в 2013-2014 годах и затем благополучно успели уехать из России.
28.09.2025
Умар Кремлев и Александр Удодов пригрозили уйти в тень
Подручные одиозных бизнесменов заявили, что не согласны с новыми налогами на букмекерский бизнес.
26.09.2025
Андрей Овчаренко запустил руку в карман Алексея Миллера
Гендиректор авиакомпании "Газпром Авиа" годами расхищает ее бюджет.
26.09.2025
Виктору Момотову дали пинка под зад
Коррумпированный глава Совета судей в РФ покинул свой пост и готовится к посадке.
26.09.2025
Государство обглодало братьев Магомедовых
В государственную собственность перешли остатки бизнес-империи криминальных дагестанских миллиардеров.
О проекте (контакты) | Лица | Места | Организации


RuCompromat.Com ® 16+